Puskini 20, Narva, Eesti Vabariik
+372 3572516, +372 3543589
Mob. +372 5535809
Autobusside tellimine: +372 5531276

Романтическая Бавария: как родился миф


Бавария — это не только Альпы, озера и сказочные замки. А ведь многие люди именно так и считают. Как же появился у Баварии ее романтический имидж?

Без своих гор, лесов и королей Бавария не была бы Баварией. На этих трех китах зиждется баварская самобытность. Этот “особый статус” этот регион Германии получил не просто так.

Еще в XIX веке живописные альпийские ландшафты на юго-востоке Баварии в районе Берхтесгадена, где впоследствии Гитлер устроит себе летнюю резиденцию, и окруженного горами озера Кёнигсзе пользовались наибольшей популярностью у путешествующих художников. С 1870 года, когда стало модным отправлять почтовые открытки, баварские мотивы приобрели глобальную известность.

Особенно часто живописцы запечатлевали озеро Кёнигсзе с его изумрудной водной гладью в обрамлении величественных гор. Рисовали предпочтительно с одного из берегов его северной бухты, откуда открывается необычайно красивый вид. Мотив этот очень часто встречается в пейзажной живописи, а берег, на котором любили трудиться живописцы, и по сей день называют Уголком художников.

Первооткрывателем озера Кимзе среди художников считается Максимилиан Хаусхофер (1811-1866). В 1828 году он первый раз отправился к озеру и был на всю жизнь очарован его красотой. На Женском острове посреди этого самого большого озера Баварии, которое называют еще Баварским морем, возникла знаменитая на всю Европу колония художников.

Популярным мотивом были баварские женщины. Их изображали в виде рыбачек, подчеркивая независимость, общительный нрав и сердечность. На многих баварских озерах были свои знаменитости — хозяйки трактиров или владелицы лодок. Они вдохновляли художников и знакомили с местными красотами коронованных особ. Энгельберт Зайберц (/1813-1905) запечатлел “рыбачку” с озера Кимзе.

Помимо художников баварские горы штурмовали и профессиональные скалолазы. Первым из известных по имени покорителей самой высокой горы Германии, Цугшпитце, на нее поднялся баварский геодезист Йозеф Наус (1793-1871). Восхождение состоялось 27 августа 1820 года. Именно тогда была установлена высота горы. Крест украшает Цугшпитце с 1851 года.

С открытием постоянного железнодорожного сообщения между Мюнхеном и Гармишем в 1889 году на юг Баварии вслед за художниками ринулись и туристы. Баварские курорты стали популярным местом отдыха для европейской знати.

Не только пейзажами полюбилась еще в 19-веке Бавария туристам. Вот уже почти четыре века раз в десятилетие в баварском селе Обераммергау ставят “Страсти Христовы”. Уже в 1850 году около 100 тысяч зрителей смотрели спектакль, в котором жители деревни представляют последние дни жизни Иисуса. В наши дни действо собирает до полумиллиона человек.

Пока художники и аристократы наслаждались грандиозными видами и горным воздухом, местное население ходило в лес. Испокон веков лес был кормильцем коренного населения этих мест. Древесина шла на строительство домов. В лесу вблизи поселений пасли скот. Живописную мизансцену запечатлел Антон Брайт (1836-1905) на своей картине “Пастушонок со стадом на краю леса”.

В лесу также промышляли охотники. И эта сторона баварского образа жизни вдохновляла художников на создание полотен. Популярный мотив часто рисовал Генрих Бюркель (1802-1869), специализировавшийся на жанровой и ландшафтной живописи.

Охотились в Баварии не только крестьяне. Серебряный и позолоченный изнутри пивной кубок в форме оленьей головы принадлежал лесничему Антону Баумгертнеру. Устроители выставки предполагают, что этот экспонат был наградой за обустройство охотничьих угодий для баварского короля от Людвига II. Кубок такого рода не предусмотрен для стояния на столе. Его надо держать в руке и опустошать разом.

Пиво к тому времени полюбил и высший свет. Популярность этого ячменного напитка во всех слоях общества привела к экспоненциальному росту объемов его производства. Пиво шло и на экспорт. Баварцы придумали успешную бизнес-модель: за рубежом баварское пиво наливали в фирменных пивных с правильной уютной атмосферой. В 1900 году прибыль баварских пивоваров в Париже исчислялась трехзначными цифрами.

Атмосферу в баварских трактирах запечатлел на своей картине Губерт фон Гекомер (1849-1914). Сам родом из Баварии он вырос и жил в Англии, но связей с исторической родиной не утратил. На картине изображена пара, исполняющая баварский народный танец под названием Schuhplattler. Мужчины в этом танце попеременно хлопают себя по бедрам и по ботинкам.

Король Людвиг II был к фольклору совершенно равнодушен. Но именно его портреты украшает горный эдельвейс, который в Баварии называют самым красивым цветком мира. Эдельвейс символизирует свободу, красоту и первозданность баварской природы, а также мужество, необходимое для того, чтобы добраться до цветка по горным склонам. Все эти качества приписывались и королю.

Из всех баварских королей Людвиг II, наверное, самый неподходящий на роль народного любимца. Он не интересовался ни народными обычаями, ни народом вообще. Эксцентричный монарх-романтик вел ночной образ жизни и редко появлялся на публике. Лишь изредка подданные видели его самого или хотя бы королевские сани. Олицетворением баварской романтики Людвиг II стал благодаря своим дворцам и замкам.

Вилла Линдерхоф является единственным большим дворцом, строительство которого было закончено еще при жизни Людвига. С 1868 года король занимался реконструкцией бывшего охотничьего поместья своего отца Максимилиана II. Постепенно простой альпийский домик превратился в королевскую резиденцию, достойную французских Бурбонов и самого “короля-солнце” Людовика XIV, кумира Людвига Баварского. Людвигу с детских лет был знаком утес, на котором материализуется самая чарующая из его грез. Уже став королем, он наблюдал через подзорную трубу за строительством своего “лебединого замка” на утесе напротив отцовской резиденции Хоэншвангау. Белоснежный Нойшванштайн стал таким же атрибутом Баварии, как и ее альпийские пейзажи, и ее самобытный народ.